Лобанова Е.А. - старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4
муниципального образования Усть – Лабинского района
Социально – значимый проект
по экологическому воспитанию
для детей старшей группы
«Мы друзья - природа и я!»
Подготовила:
Старший воспитатель МБДОУ № 4
ЛОБАНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
г.Усть – Лабинск, 2021
Лобанова Елена Анатольевна
Старший воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида №4
муниципального образования Усть-Лабинский район
Город Усть - Лабинск
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) |
Проект «Мы друзья - природа и я!» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 муниципального образования Усть – Лабинский район |
Вид проекта |
Социально – значимый, среднесрочный, групповой |
Длительность проекта |
С 1 сентября 2021 года по 29 января 2022 года |
Разработчик проекта |
Старший воспитатель – Лобанова Елена Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район |
Основные исполнители проекта |
Педагог, воспитанники ДОУ старшей группы, родители воспитанников, посещающих ДОУ. |
Социальная значимость проекта |
Формирование экологического сознания, экологической культуры, мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания дошкольников. Настоящей работой я хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышению экологической грамотности детей. |
Цель проекта |
Формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у воспитанников ДОУ. |
Основные задачи проекта |
Задачи проекта: - прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение; - воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края; - познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты; - учить видеть красоту природы; - воспитывать желание беречь природу; - развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; - вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; - формировать навыки экологически грамотного поведения в природе; - обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья. |
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) |
Дети: - проявляют интерес к животным и растениям, простейшим взаимосвязям в природе; - проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы; - проявляют бережное отношение к природе; - сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; - умеют наблюдать, анализировать и делать выводы. Родители: - активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений. Педагоги: - повышение теоретического уровня профессионализма педагогов; - самообразование и самореализация воспитателей; - ответственное отношение к формированию у детей основ экологического воспитания; - организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ; - внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
Продукты проектной деятельности
Для детей: - беседы «Наш дом - природа»; - выпуск стенгазеты «Давайте, словно чудо беречь планету нашу!»; - оформление фотовыставок «Я тоже так хочу! Можно я помогу!» (благоустройство клумб возле дома); «Я – часть природы» (экскурсии с родителями, игры на свежем воздухе); - выставки рисунков «Мой цветущий детский сад», «Красавица берёзка», «Раз цветочек, два цветочек – будет клумбочка»; - выставка поделок семейного творчества «Вторая жизнь упаковки»; - участие в акции «Бумаге вторую жизнь»; - акция в ДОУ «Посади дерево – спаси планету»; - оформление информационных стендов «Береги природу края!»; - создание макетов «Мой детский сад», «Моя малая Родина»; - оформление альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу». |
Основные принципы проекта |
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Занимаясь построением зоны экологического воспитания, я руководствовались принципами:
|
Нормативно – правовая база проекта |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ. Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район. |
Обеспечение проекта: материально - техническое |
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации, аудио записей) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры. Выставки фотографий, поделок. |
Учебно - методическое |
- Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» - Л.И.Грехова «В союзе с природой» - Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» - С.Н.Николаева программа «Юный эколог» - О.В.Дыбина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» - Детская энциклопедия «Цветы от А до Я» - Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» - Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. - Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004. - Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005. - Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985 - Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г. - Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
Интернет – ресурсы: https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru» http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник» http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру |
Пояснительная записка
Социально – значимый проект «Мы друзья – природа и я!» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей);
- Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса);
- Принцип психологической комфортности.
Экология определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования экологического образования, начиная с дошкольного возраста.
Главная задача на современном этапе – заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.
Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.
Этапы проекта
Подготовительный этап (01.09.2021 – 11.09.2021)
- Составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
- Подбор программно – методического материала по направлению работы.
- Совершенствование развивающей среды.
- Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
- Объявление конкурса для родителей “Изготовление поделок из природного и бросового материала”
Основной этап (14.09.2021 – 22.01.2022)
- Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.
- Цикл бесед на тему «Наш дом – природа».
- Познавательное чтение.
- «Огород на подоконнике»
- Экологические, подвижные, дидактические, театрализованные игры, игры-путешествия, игры – инсценировки.
- Создание стенгазеты: «Давайте, словно чудо беречь планету нашу! »
- Создание фотовыставки: «Я тоже так хочу! Можно я помогу! » (участие в благоустройстве клумб возле дома) .
- Создание фотовыставки «Я – часть природы» (экскурсии в природу, игры на прогулке).
- Рисование на тему «Мой цветущий детский сад», «Красавица березка», «Раз цветочек, два цветочек – будет клумбочка».
- «Вторая жизнь упаковки» (детские работы из бросового материала) .
- «Я цветочек посажу – свою клумбу наряжу» (высаживание цветов на клумбу).
- «Вишню, яблоньку и сливу посадили мы в саду» (посадка плодовых деревьев) .
- Размещение плакатов на информационных стендах : «Природу края береги».
- Создание макета «Мой детский сад»(привлечь родителей).
- Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу».
Заключительный этап (25.01.2022 – 29.01.2022)
- Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Стань природе другом".
- Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
- Оформление Красной книги ДОУ, гербариев.
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ ДРУЗЬЯ – ПРИРОДА И Я!»
для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 4
Сентябрь – Октябрь
1. Виртуальное путешествие «В мире природы»
2. Беседа «Что такое природа?»
3. ООД по аппликации «Веточка вербы»
4. наблюдение за погодными явлениями: ветром, снегом и их влиянием на состояние деревьев, кустарников.
5. Настольно – печатные, дидактические игры, словесно – дидактические игры: «Приметы осени», «Найди своё дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».
6. Знакомство с картинами русских художников: И.И.Шишкин «Лес», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и т.д.
7. Опытно – экспериментальная деятельность: «Воздух и его свойства».
8. Консультации для родителей «Отдыхая на природе – сохраняем её».
9. Экологический десант «Чистоту любимому детскому саду».
10. Выставка семейных работ из природного и бросового материала «Дары природы»
Ноябрь – Декабрь
1.Изготовление плакатов «Любить природу – значит беречь и охранять её».
2. Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Голос воды».
3. ООД по экологическому воспитанию «Пернатые – наши друзья», «Как зимуют насекомые»
4. Акция «Покормите птиц зимой»
5. Беседа «Правила поведения в лесу»
6. Памятки для родителей «Экологические знаки»
7. Опытно - экспериментальная деятельность «Вода и её свойства»
Январь
1. Составление и оформление «Красной книги» Краснодарского края
2. Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны»
3. Разучивание стихотворений, чтение художественной литературы (С.Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» и т.д.)
4. Конкурс детских рисунков «Берегите нашу природу»
5. Оформление гербариев
6. Анализ проделанной работы
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
В результате работы над проектом «Мы друзья – природа и я!»
1.У детей сформировался интерес к миру природы, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно – следственные связи, расширились знания о природе родного края.
2. Обновлена предметно – пространственная развивающая среда (уголок природы, книжный уголок).
3. Родители принимают активное участие в жизни ДОУ: участвуют в подготовке выставок, изготовлении дидактических игр и т.д.
4. Организован экологический десант «Чистоту любимому детскому саду».