• 9m
  • Ma9
  • 12 июня
Главная \ Дошкольные образовательные учреждения \ Лобанова Е.А. - старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4

Лобанова Е.А. - старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №4

муниципального образования Усть – Лабинского района

 

 

 

 

 

 

Социально – значимый проект

по экологическому воспитанию

для детей старшей группы

«Мы друзья - природа и я!»

 

 

 

 

Подготовила:

 

Старший воспитатель МБДОУ № 4

 

ЛОБАНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Усть – Лабинск, 2021

 

  Лобанова Елена Анатольевна

Старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида №4

муниципального образования Усть-Лабинский район

Город Усть - Лабинск

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта (тема)

Проект «Мы друзья - природа и я!» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 муниципального образования Усть – Лабинский район

Вид проекта

Социально – значимый, среднесрочный, групповой

Длительность проекта

С 1 сентября 2021 года по 29 января 2022 года

Разработчик проекта

Старший воспитатель – Лобанова Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Основные исполнители проекта

Педагог, воспитанники ДОУ старшей группы, родители воспитанников, посещающих ДОУ.

Социальная значимость проекта

Формирование экологического сознания, экологической культуры, мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания дошкольников. Настоящей работой я хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышению экологической грамотности детей.

Цель проекта

Формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у воспитанников  ДОУ.

Основные задачи проекта

Задачи проекта:

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- воспитывать желание беречь природу;

- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

- вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;

- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации)

Дети:

- проявляют интерес к животным и растениям, простейшим взаимосвязям в природе;

- проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы;

- проявляют бережное отношение к природе;

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- умеют наблюдать, анализировать и делать выводы.

Родители:

- активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений.

Педагоги:

- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;

- самообразование и самореализация воспитателей;

- ответственное отношение к формированию у детей основ экологического воспитания;

- организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;

- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

 

Продукты проектной деятельности

 

Для детей:

- беседы «Наш дом - природа»;

- выпуск стенгазеты «Давайте, словно чудо беречь планету нашу!»;

- оформление фотовыставок «Я тоже так хочу! Можно я помогу!» (благоустройство клумб возле дома); «Я – часть природы» (экскурсии с родителями, игры на свежем воздухе);

- выставки рисунков «Мой цветущий детский сад», «Красавица берёзка», «Раз цветочек, два цветочек – будет клумбочка»;

- выставка поделок семейного творчества «Вторая жизнь упаковки»;

- участие в акции «Бумаге вторую жизнь»;

- акция в ДОУ «Посади дерево – спаси планету»;

- оформление информационных стендов «Береги природу края!»;

- создание макетов «Мой детский сад», «Моя малая Родина»;

- оформление альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу».

Основные принципы проекта

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Занимаясь построением зоны экологического воспитания, я руководствовались принципами:

  • Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы);
  • Наглядности (дети должны сами всё увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию);
  • Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствуют созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть личностные способности и возможности воспитанников);
  • Метод сравнительного анализа, сбор и обработка информации, наблюдения, самостоятельного исследования.

Нормативно – правовая база проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева.

 

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район.

Обеспечение проекта: материально - техническое

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации, аудио записей)

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.

Выставки фотографий, поделок.

Учебно - методическое

- Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году»

- Л.И.Грехова «В союзе с природой»

- Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей»

- С.Н.Николаева программа «Юный эколог»

- О.В.Дыбина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»

- Детская энциклопедия «Цветы от А до Я»

- Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

- Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

- Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985

- Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.

- Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

 

Интернет – ресурсы:

https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru»

http://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник»

http://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок.ру

 

Пояснительная записка

            Социально – значимый проект «Мы друзья – природа и я!» предназначен для детей старшей группы. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
  • Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей);
  • Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса);
  • Принцип психологической комфортности.

Экология определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования экологического образования, начиная с дошкольного возраста.

Главная задача на современном этапе – заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.

Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

 

Этапы проекта

Подготовительный этап (01.09.2021 – 11.09.2021)

  1. Составление перспективного плана проведения ООД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
  2. Подбор программно – методического материала по направлению работы.
  3. Совершенствование развивающей среды.
  4. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.
  5. Объявление конкурса для родителей “Изготовление поделок из природного и бросового материала”

Основной этап (14.09.2021 – 22.01.2022)

  1. Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.
  2. Цикл бесед на тему «Наш дом – природа».
  3. Познавательное чтение.
  4. «Огород на подоконнике»
  5. Экологические, подвижные, дидактические, театрализованные игры, игры-путешествия, игры – инсценировки.
  6. Создание стенгазеты: «Давайте, словно чудо беречь планету нашу! »
  7. Создание фотовыставки: «Я тоже так хочу! Можно я помогу! » (участие в благоустройстве клумб возле дома) .
  8. Создание фотовыставки «Я – часть природы» (экскурсии в природу, игры на прогулке).
  9. Рисование на тему «Мой цветущий детский сад», «Красавица березка», «Раз цветочек, два цветочек – будет клумбочка».
  10. «Вторая жизнь упаковки» (детские работы из бросового материала) .
  11. «Я цветочек посажу – свою клумбу наряжу» (высаживание цветов на клумбу).
  12. «Вишню, яблоньку и сливу посадили мы в саду» (посадка плодовых деревьев) .
  13. Размещение плакатов на информационных стендах : «Природу края береги».
  14. Создание макета «Мой детский сад»(привлечь родителей).
  15. Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу».

Заключительный этап (25.01.2022 – 29.01.2022)

  1. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Стань природе другом".
  2. Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
  3. Оформление Красной книги ДОУ, гербариев.

 

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ ДРУЗЬЯ – ПРИРОДА И Я!»

для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 4

 

Сентябрь – Октябрь

 

1. Виртуальное путешествие «В мире природы»

2. Беседа «Что такое природа?»

3. ООД по аппликации «Веточка вербы»

4. наблюдение за погодными явлениями: ветром, снегом и их влиянием на состояние деревьев, кустарников.

5. Настольно – печатные, дидактические игры, словесно – дидактические игры: «Приметы осени», «Найди своё дерево», «Что поможет растениям расти», «Пищевые цепочки на лугу», «Кто чем питается», «Летает – не летает», «Кому нужна вода», «Животные и растения Красной книги», «Зоологическое лото».

6. Знакомство с картинами русских художников: И.И.Шишкин «Лес», А.К.Саврасов «Грачи прилетели» и т.д.

7. Опытно – экспериментальная деятельность: «Воздух и его свойства».

8. Консультации для родителей «Отдыхая на природе – сохраняем её».

9. Экологический десант «Чистоту любимому детскому саду».

10. Выставка семейных работ из природного и бросового материала «Дары природы»

 

НоябрьДекабрь

 

1.Изготовление плакатов «Любить природу – значит беречь и охранять её».

2. Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Голос воды».

3. ООД по экологическому воспитанию «Пернатые – наши друзья», «Как зимуют насекомые»

4. Акция «Покормите птиц зимой»

5. Беседа «Правила поведения в лесу»

6. Памятки для родителей «Экологические знаки»

7. Опытно - экспериментальная деятельность «Вода и её свойства»

 

Январь

 

1. Составление и оформление «Красной книги» Краснодарского края

2. Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны»

3. Разучивание стихотворений, чтение художественной литературы (С.Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» и т.д.)

4. Конкурс детских рисунков «Берегите нашу природу»

5. Оформление гербариев

6. Анализ проделанной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА

 

В результате работы над проектом «Мы друзья – природа и я!»

1.У детей сформировался интерес к миру природы, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно – следственные связи, расширились знания о природе родного края.

2. Обновлена предметно – пространственная развивающая среда (уголок природы, книжный уголок).

3. Родители принимают активное участие в жизни ДОУ: участвуют в подготовке выставок, изготовлении дидактических игр и т.д.

4. Организован экологический десант «Чистоту любимому детскому саду».