Беликова Г.Ф. - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/С комбинированного вида №4, г. Усть-Лабинск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4
Муниципального образования Усть – Лабинский район
Конспект образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
с учетом регионального компонента
в старшей группе
на тему: «Тень, тень, потетень, мы построили плетень»
Беликова Галина Федоровна
Воспитатель высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4
муниципального образования Усть-Лабинский район
город Усть -Лабинск
Тема : «Тень, тень, потетень, мы построили плетень»
Цель: Поддерживать интерес к народному творчеству.
Задачи :
образовательные:
- закреплять знания о родном крае;
- расширять представления о жизни кубанских казаков;
- познакомить с народным кубанским ремеслом – плетение из лозы;
изобразительные:
- формировать умение детей изображать плетень, передавая его особенности;
- совершенствовать навыки рисования акварельными красками, умение использовать усвоенные приемы рисования;
развивающие:
- развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество;
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к народным умельцам и любовь к малой родине.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Оборудование и материалы:
Игрушки - морковки, ружьё, кепка, обруч, верёвка, макет «Кубанское подворье».
Альбомные листы с изображением садов, полей и огородов; краски, кисти, подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа:
Рисование на тему: «Поспели яблоки в саду»; беседа о родном крае, беседа о жизни казаков; экскурсия в музей; народные игры «Заплетайся плетень», «Зайцы в огороде»; изготовление макета «Кубанское подворье»; чтение художественной литературы кубанских авторов.
Ход мероприятия:
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. Что это? (морковка)
А вы любите морковку?
А для кого морковка самое любимое лакомство? (для зайца)
Хотите поиграть в игру «Зайцы в огороде»?!
Вы будете зайчата, а я – сторож, который охраняет свой огород.
Проводится игра «Зайцы в огороде»
В середине площадки «огород» - это обруч, в котором лежат морковки.
Вокруг него, при помощи верёвки, делают ещё один круг, диаметром 3 метра.
«Зайцы» располагаются на площадке, «сторож» находится в большом круге.
Дети, прыгая на обеих ногах, проникают в «огород» берут морковки и возвращаются за черту большого круга.
«Сторож», бегая вокруг «огорода» в пределах большого круга, старается запятнать «зайцев», коснувшись их рукой.
Пойманных «зайцев» сажают на стулья.
Игра продолжается до тех пор, пока «зайцы» заберут всю морковку.
Воспитатель-сторож:
Опять зайцы всю морковь утащили!
Оставили меня без урожая. Что я буду зимой кушать?
Не знаю, как защититься от этих зайцев?
Игра заканчивается, воспитатель снимает кепку и ружьё.
Воспитатель:
Вот так сторож остался без урожая. Ничего голодным он не останется, сейчас осень и у нас на Кубани собирают богатый урожай. Наша земля очень щедрая, плодородная.
Кубанские земледельцы выращивают огромное количество разных сортов овощей, фруктов и зерновых культур. Не зря нашу Кубань называют житницей России.
Ребята, посмотрите на эти сады и огороды (демонстрация рисунков на тему «Кубанские просторы»). Есть здесь сторож?
Как ещё можно защитить огород от шаловливых зверей и не добрых людей?
(собака, забор и т.д.)
Поисковый этап
Воспитатель:
А сейчас я приглашаю вас посмотреть, как казаки издавна защищали своё подворье.
Рассматривание макета «Кубанское подворье»
(акцентируется внимание на плетень)
Воспитатель:
Плетень – это забор, сплетенный из гибких веток кустарников и деревьев. Традиционно он является визитной карточкой кубанской станицы. Отличается легкостью и быстротой изготовления.
Любой плетень состоит из кольев и переплетенных через них прутьев. Прутья должны быть гибкими, поэтому лучше всего на эту роль подойдут тонкие ветки ивы, орешника, вербы.
Колья - это опора забора и гибкими они быть не должны, а наоборот должны быть крепкими и прочными. Устанавливаются колья на одинаковом расстояние друг от друга.
Практический этап
Воспитатель:
Ребята, давайте и мы нарисуем плетень, чтобы защитить богатый урожай
Дети берут свои рисунки и присаживаются за столы.
Показ способа изображения плетня
с пояснениями воспитателя:
Сначала, всем ворсом кисти, мы рисуем широкие вертикальные полоски – это колья. Не забываем, что они находятся друг от друга на одинаковом расстоянии. Поэтому, первый и последний рисуем по краям и ещё один посередине.
Затем, по одному колышку между теми, что у нас уже есть. Вот у нас получилось пять кольев – основа нашего плетня.
Теперь нужно вплести в эту основу прутики. Это тонкие горизонтальные линии, которые рисуем кончиком кисти. Когда прутик прячется за колышек, линия прерывается.
Прутики начинаем рисовать снизу, ряд к ряду на небольшом расстоянии. Заканчиваем чуть-чуть не до конца колышка, вверху ровно на ширину вашего пальчика. Как вы думаете, почему вверху оставляли колышки свободными? (ответы детей)
Воспитатель:
На них сушили горшки и обувь. Хозяин привязывал своего коня, а хозяйка козу.
Прежде чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая игра «Плетень»
Вот плетень и в нем есть щели (руки перед собой в замок)
Зайцы в них пролезть хотели.
(обе руки сжаты в кулаки, указательные и средние пальцы вверх, сгибаем и разгибаем)
Сунул голову баран
(на правой руке, сжатой в кулак, указательный и мизинец слегка оттопырить)
И застряли рожки там. (на другой руке широко расставить пальцы.
Просунуть указательный палец и мизинец правой руки)
Долго он с плетнём бодался
Прутьев рожками цеплялся.
Не пролазит он бедняжка- (легкие вращения правой руки)
Узки щели для барашка.
(свести ладони обеих рук на не большое расстояние)
Самостоятельная работа детей. Ребята рисуют плетень
(Пока сохнут рисунки ребята отправляются на прогулку)
Последующая деятельность (прогулка на улице)
Народная игра «Заплетись, плетень!»
Дети делятся на две команды – «зайцы» и «плетень».
Команда «Плетень» становятся в ряд, а команда «зайцы» – по одну сторону площадки.
Команда «Плетень» произносят слова:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Зайцы лезут, спасайся,
Плетень, заплетайся!
На последних словах, дети берутся за руки, «зайцы» бегут к «плетню» и стараются проскочить между ними.
«Зайцы», которые проскочили, собираются на другой стороне площадки, а задержанные выбывают из игры.
Команда «Плетень» поворачивается лицом к «зайцам» и игра повторяется.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель:
Ребята, положите свои рисунки на стол. Посмотрим, что у вас получилось. Молодцы!
Дети рассматривают свои рисунки.
Воспитатель:
Ребята давайте вспомним, для чего мы сделали наши рисунки?
Что вы рисовали? Для чего нужен плетень? Из какого материала его изготавливают?
Как называются вертикальные линии у нарисованного плетня? Какие они?
Почему? А горизонтальные?
Молодцы, как хорошо вы поработали сегодня!
Вот теперь можно быть спокойными за наш урожай.