• реклама
Главная \ Дошкольные образовательные учреждения \ Беликова Г.Ф. - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/С комбинированного вида №4, г. Усть-Лабинск

Беликова Г.Ф. - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Д/С комбинированного вида №4, г. Усть-Лабинск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №4

Муниципального образования Усть – Лабинский район

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

с учетом регионального компонента

в старшей группе

 

на тему: «Тень, тень, потетень, мы построили плетень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беликова Галина Федоровна

Воспитатель высшей категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4

муниципального образования Усть-Лабинский район

 город Усть -Лабинск

 

Тема :  «Тень, тень, потетень, мы построили плетень»

 

Цель: Поддерживать интерес к народному творчеству.

Задачи :

 образовательные:

- закреплять знания о родном крае; 

- расширять представления о жизни кубанских казаков;

- познакомить с народным кубанским ремеслом – плетение из лозы;

изобразительные:

- формировать умение детей изображать плетень, передавая его особенности;

- совершенствовать навыки рисования акварельными красками, умение использовать усвоенные приемы рисования;

развивающие:

 - развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к народным умельцам и любовь к малой родине.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Оборудование и материалы:

Игрушки - морковки, ружьё, кепка, обруч, верёвка, макет «Кубанское подворье».

Альбомные листы с изображением садов, полей и огородов; краски, кисти, подставки для кисточек, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: 

Рисование на тему: «Поспели яблоки в саду»; беседа о родном крае, беседа о жизни казаков; экскурсия в музей;  народные игры «Заплетайся плетень»,  «Зайцы в огороде»; изготовление макета «Кубанское подворье»; чтение художественной литературы кубанских авторов.

 

Ход мероприятия:

Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками. Что это? (морковка)

А вы любите морковку?

А для кого морковка самое любимое лакомство? (для зайца)

Хотите поиграть в игру «Зайцы в огороде»?!

      Вы будете зайчата, а я – сторож, который охраняет свой огород.   

 

                                                  Проводится игра «Зайцы в огороде»

          В середине площадки «огород» - это обруч, в котором лежат морковки.

Вокруг него, при помощи верёвки, делают ещё один круг, диаметром 3 метра.

«Зайцы» располагаются на площадке, «сторож» находится в большом круге.

Дети, прыгая на обеих ногах, проникают в «огород» берут морковки и возвращаются за черту большого круга.

«Сторож», бегая вокруг «огорода» в пределах большого круга, старается запятнать «зайцев», коснувшись их рукой.

 Пойманных «зайцев» сажают на стулья.

Игра продолжается до тех пор, пока «зайцы» заберут всю морковку.                

Воспитатель-сторож:

      Опять зайцы всю морковь утащили!

Оставили меня без урожая.  Что я буду зимой кушать?

 Не знаю, как защититься  от  этих зайцев?

                            

      Игра заканчивается, воспитатель снимает кепку и ружьё.

Воспитатель:

      Вот так сторож остался без урожая. Ничего голодным он не останется, сейчас осень и у нас на Кубани собирают богатый урожай. Наша земля очень щедрая, плодородная.

 Кубанские земледельцы выращивают огромное количество разных сортов овощей, фруктов и зерновых культур. Не зря нашу Кубань называют житницей России.

      Ребята, посмотрите на эти сады и огороды (демонстрация рисунков на тему «Кубанские просторы»). Есть здесь сторож?

      Как ещё можно защитить огород от шаловливых зверей и не добрых людей?

 (собака, забор и т.д.)

Поисковый этап

Воспитатель:

А сейчас я приглашаю вас посмотреть, как казаки издавна защищали своё подворье.

Рассматривание макета «Кубанское подворье»

(акцентируется внимание на плетень)

 

IMG-20201027-WA0094

 

Воспитатель:

     Плетень – это забор, сплетенный из гибких веток кустарников и деревьев. Традиционно он является визитной карточкой кубанской станицы. Отличается легкостью и быстротой изготовления.

     Любой плетень состоит из кольев и переплетенных через них прутьев. Прутья должны быть гибкими, поэтому лучше всего на эту роль подойдут тонкие ветки ивы, орешника, вербы.

     Колья - это опора забора и гибкими они быть не должны, а наоборот должны быть крепкими и прочными. Устанавливаются колья на одинаковом расстояние друг от друга.

 

 

 

Практический этап

Воспитатель:

      Ребята, давайте и мы нарисуем плетень, чтобы защитить богатый урожай

      Дети берут свои рисунки и присаживаются за столы.

Показ способа  изображения плетня

 с пояснениями воспитателя:

       Сначала, всем ворсом кисти, мы рисуем широкие вертикальные полоски – это колья. Не забываем, что они находятся друг от друга на одинаковом расстоянии. Поэтому, первый и последний рисуем по краям и ещё один посередине.

       Затем, по одному колышку между теми, что у нас уже есть. Вот у нас получилось пять кольев  – основа нашего плетня.

       Теперь нужно вплести в эту основу прутики. Это тонкие горизонтальные линии, которые  рисуем кончиком кисти. Когда прутик прячется за колышек, линия прерывается.

       Прутики начинаем рисовать снизу, ряд к ряду на небольшом расстоянии. Заканчиваем чуть-чуть не до конца колышка, вверху ровно на ширину вашего пальчика. Как вы думаете, почему вверху оставляли колышки свободными? (ответы детей)

Воспитатель:

      На них сушили горшки и обувь. Хозяин привязывал своего коня, а хозяйка козу.

Прежде чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

 

Пальчиковая игра «Плетень»

      Вот плетень и в нем есть щели   (руки перед собой в замок)

      Зайцы в них пролезть хотели.

       (обе руки сжаты в кулаки, указательные и средние пальцы вверх, сгибаем и разгибаем)

     Сунул голову баран

         (на правой руке, сжатой в кулак, указательный и мизинец слегка оттопырить)

     И застряли рожки там. (на другой руке широко расставить пальцы.

    Просунуть указательный палец и мизинец правой руки)

            Долго он с плетнём бодался

            Прутьев рожками цеплялся.

            Не пролазит он бедняжка-  (легкие вращения правой руки)

                               

            Узки щели для барашка.

             (свести ладони обеих рук на не большое расстояние)

 

Самостоятельная работа детей.  Ребята рисуют плетень

(Пока сохнут рисунки ребята отправляются на прогулку)

IMG-20201027-WA0085

 

 

Последующая деятельность (прогулка на улице)

 

Народная игра «Заплетись, плетень!»

Дети делятся на две команды – «зайцы» и «плетень».

Команда «Плетень» становятся в ряд, а команда «зайцы» – по одну сторону площадки.

Команда «Плетень» произносят слова:

          Заяц, заяц не войдет

          В наш зеленый огород!

          Зайцы лезут, спасайся,

          Плетень, заплетайся!

     На последних словах, дети берутся за руки, «зайцы» бегут к «плетню» и стараются проскочить между ними.

    «Зайцы», которые проскочили, собираются на другой стороне площадки, а задержанные выбывают из игры.

     Команда «Плетень» поворачивается лицом к «зайцам» и игра повторяется.

 

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:

     Ребята, положите свои рисунки на стол. Посмотрим, что у вас получилось. Молодцы!

     Дети рассматривают свои рисунки.

Воспитатель:

    Ребята давайте вспомним, для чего мы сделали наши рисунки?

Что вы рисовали?   Для чего нужен плетень? Из какого материала его изготавливают?

    Как называются вертикальные линии у нарисованного плетня?   Какие они?   

Почему?    А горизонтальные?

      Молодцы, как хорошо вы поработали сегодня!

      Вот теперь можно быть спокойными за наш урожай.