• Срочно
  • Реклама
Главная \ Дошкольные образовательные учреждения \ Халимонова Н.А. - воспитатель первой квалификационной категории МБОУ ЦРР-Д/С №5, г. Усть-Лабинск

Халимонова Н.А. - воспитатель МБОУ ЦРР-Д/С №5, г. Усть-Лабинск

 

Халимонова Н.А.

Воспитатель, первая категория,

МБДОУ центр развития ребенка- детский сад №5,

 МО Усть-Лабинский район

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

"ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССОРА ЧУДАКОВА"

 

            Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами.

Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду, как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем.

Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

 Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха;

- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развивающие задачи:

- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.

-воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа:

- просмотр презентаций «Свойства воды», «Что такое воздух?»

- чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме;

- беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода»,

- изучение свойств воды,  воздуха, опытническая деятельность в группе.

Материал и оборудование:

         Интерактивная доска, проектор, компас, воздушные шары, скотч, две пол-литровых банки,  литровая, трехлитровая банка,  соль, столовая ложка,  два сырых яйца, цветок из бумаги , емкость с водой, лед, зеркальце, лист белого картона.

Ход занятия

Ι. Вводная часть (мотивационный этап).

1 слайд (Фиксики)

Воспитатель:

          Ребята, вы знаете этих мультипликационных героев?

Дети:

Это Фиксики, маленькие человечки, которые живут внутри приборов , чинят их и следят, чтобы ничего не сломалось.

Воспитатель:

           Правильно.  Фиксикам приходится постоянно учиться, чтобы решать сложные задачи по устранению поломок. 

          Школы, где Фиксики получают знания расположены повсюду. Одна из школ  есть в лаборатории профессора Чудакова.

 

 

2 Слайд (Профессор Чудаков)

Воспитатель:

А вот и  профессор Гений Евгеньевич Чудаков, талантливый ученый , а так же друг фиксиков.  Профессор Чудаков очень много работает, проводит испытания, опыты, экспериментирует, а фиксики ему в этом помогают.

Хотите стать друзьями и помощниками профессора?

Дети:    Да!

Воспитатель: 

Мы с вами  поможем профессору, если выполним задания, которые он для нас приготовил. Готовы?

 

ΙΙ Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

 

3 слайд  (Конверт)

 Воспитатель: 

Ребята, профессор настоящий волшебник только что был конверт на экране, а теперь этот конверт у меня в руках. Вскрываем конверт?                                  

«Первое задание вы найдете, если от входа в группу пройдете 4 шага вперед, а потом три шага на север»

Воспитатель:

       Ребята, как же нам определить где находится север? (Ответы детей)

Воспитатель:  

Нам поможет один прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку.  Послушайте:

В кармане моем — Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг    ( компас) ответ

 

Дети: Компас.

 

Воспитатель:

         Правильно, это компас. Ребята, какие стороны света вы знаете?

 

Дети:   Север, юг, запад, восток.

 

Воспитатель:

         Верно.! Молодцы!

         В какой стороне всходит солнце? И  Заходит?

         Как в лесу без компаса определить север, юг?

 

Ответы детей:

        Восток и запад.

        Мох растет на северной стороне деревьев.

 

 

Воспитатель:

       Молодцы! В путь!

 

      Дети по компасу находят коробку с воздушными шарами ( большой и маленький).

 

Воспитатель:

      Ребята, посмотрите один шарик веселый большой, а второй маленький грустный.   Как вы думаете, почему?

 

Дети:

      Потому что в нем нет воздуха, он сдулся…

 

Воспитатель:

     Что же нам нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

 

Дети:

      Надо его посильнее надуть.

 

Воспитатель:     Что находится внутри шарика?

 

Дети:     Воздух

 

Воспитатель:

      Правильно, это воздух. Ребята, а для чего нужен воздух?

 

Дети:    Чтобы дышать

 

Воспитатель:

       Верно!!!!  Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.

        Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

        Что мы с вами вдохнули?   (воздух)

        А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.( выдохните)

        Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (нет, плохо)

        Какой вывод можно сделать?

 

Дети:

        Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

 

Воспитатель:  

       Ребята, а кто еще дышит воздухом?

 

Дети:

      Птицы, звери, растения.

 

Воспитатель:

       Что было бы, если на земле исчез воздух?

 

Дети:   Не было бы жизни на земле

 

Воспитатель:

         Правильно, тогда наша планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

         Ребята, где и как люди еще используют воздух?

 

Дети:

         Воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы.

 

Воспитатель:

        Какие молодцы! Вы все правильно ответили на мои вопросы.!

        Как вы думаете, что случится с шариком, если его проткнуть?

 

Дети:     Сдуется.

 

        4 слайд  (профессор Чудаков )

 

Воспитатель:

      Профессор Чудаков  откроет нам секрет как проткнуть воздушный шарик без вреда для него.

 

       Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча.

       И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.!!!!

 

        Проверим?

        Дети вместе с воспитателем проверяют «секрет» 

( эксперимент с воздушным шаром)

 

Воспитатель:

        Действительно, шарик не лопнул!

 

Следующий маршрут: три шага на восток, четыре шага на юг.

 

       Дети находят коробку с  цветком лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру.

 

Воспитатель:

       На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.      

       Что же нам делать? Как развернуть листочки?

 

Дети:        Прогладить. Положить подо что-нибудь тяжелое...

 

5 слайд (емкость с водой)

 

Воспитатель:

                 Профессор дает нам подсказку «Вода»? Что это значит?

 

Дети:       Надо опустить лотос в  воду.

 

Воспитатель:

              Давайте проверим, опустим лотос в воду.

Опыт «Цветок лотоса»

 

             Вы догадались, почему лепестки цветка раскрылись?

 

Дети:  Бумага намокла, стала тяжелой, и лепестки, поэтому раскрылись.

 

Воспитатель:

          Теперь можно прочитать, что написано на лепестках.

          Ребята, здесь  следующее задание .

        «Три прыжка на левой ноге на запад, три прыжка на правой ноге на север,       

                                       три прыжка на двух ногах на восток»

 

Дети находят поднос с  предметами для экспериментирования:  две пол-литровых банки , одна литровая банка, соль, ложка, два сырых яйца.

 

Опыт «Подводная лодка из яйца»

 

Воспитатель:

        Ребята, что будет с яйцом, если опустить его в чистую воду?

 

Дети:     Оно утонет (выполняется опыт)

 

Воспитатель: 

          Во вторую ёмкость необходимо добавить две столовых ложки соли, перемешать  и опустить яйцо в банку (выполняется опыт)

                                    Посмотрите, что с ним произошло?

Дети:          Оно плавает на поверхности

 

Воспитатель:      Как вы думаете, почему яйцо не тонет?

 

Дети:       Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, чем яйцо.

 

Дети делают вывод:   

      В солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности.   В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости.

 

Воспитатель:

     Ребята, как нам сделать, чтобы яйцо бы не всплывало и не тонуло?

 

Дети: Смешать растворы.

 

Воспитатель:

         Проверим ваше предположение. 

         Положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть.

Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора (выполняется опыт)

 

 Воспитатель:

       Вы отлично справились! А теперь  фокус от профессора Чудакова!

(По очереди  подливаем соленую воду - яйцо  всплывает.

Подливаем пресную воду -  яйцо  тонет).

 

6 слайд (облако)

Воспитатель: 

        Ребята,  профессор  спрашивает вас, знаете ли вы, как образуются облака?

Дети:

       Вода испаряется с поверхности земли и превращается в пар.!

 

Воспитатель:   Предлагаю это проверить.

Опыт: «Делаем облако»

       Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).     

       Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Воспитатель:

      Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

       Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями! 

       Профессор очень рад, что у него появились новые друзья и помощники.  Поэтому для вас он приготовил  необычный подарок.

Отгадайте загадку: «Цветное коромысло в небе повисло»

Дети:    Радуга!!!!!

7 слайд (Радуга)

Воспитатель:  Когда появляется в небе радуга?

Дети:    После дождя.

Воспитатель:

         Правильно, это природное явление возникает в то время, когда солнечные лучи проникают сквозь капельки воды в воздухе.

        Преломляются (разделяются на семь цветных лучиков), чем крупнее капли воды. Тем ярче радуга.

         Подарок от профессора- это знания, благодаря которым мы сами сможем сотворить радугу.

          Нам для этого необходима емкость с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Опыт:  «Эффект Радуги»

          Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

        Поставьте емкость с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю емкости. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет.

       Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

 

ΙΙΙ Заключительная часть (рефлексивный этап).

Воспитатель:

        Ребята, сегодня мы с вами много узнали ответов на вопросы, были настоящими исследователями.

       Давайте вспомним, какие опыты и эксперименты мы с вами сегодня проводили?

      - Что больше всего запомнилось?

      - Какой опыт вы покажете своим родителям дома?

Все большие молодцы!!!!